Главные новости » Наука и технологии » В костях неандертальцев нашли древнейшие известные человеческие вирусы

В костях неандертальцев нашли древнейшие известные человеческие вирусы

Генетический анализ скелетов неандертальцев возрастом 50 000 лет обнаружил остатки трех вирусов, родственных современным человеческим патогенам, и исследователи полагают, что их можно воссоздать.

Ученые из Федерального университета Сан-Паулу пытались выяснить, какую роль вирусы сыграли роль в вымирании неандертальцев. В итоге они обнаружили древнейшие из известных человеческих вирусов в наборе костей неандертальцев, датированных более 50 000 лет назад.

Чтобы сделать это открытие, команда изучила необработанные данные секвенирования ДНК двух наборов останков неандертальцев, найденных в Чагырской пещере в России. В этих необработанных последовательностях они искали остатки геномов – всю генетическую информацию организма – трех типов ДНК-вирусов: аденовируса, герпесвируса и папилломавируса.

И они их нашли – по сути, остатки всех трёх групп. Это делает эти вирусы самыми старыми человеческими вирусами, когда-либо обнаруженными, отняв это звание у тех, которые были обнаружены в останках Homo sapiens возрастом 31 600 лет.

Это, как предполагают авторы в препринте, который был размещен на bioRxiv и еще не прошел рецензирование, продемонстрировало не только возможность идентифицировать фрагменты вирусных геномов в археологических образцах, но и то, что неандертальцы могли быть поражены теми же вирусами, которые поражают людей сегодня.

Аденовирусы, например, могут вызывать широкий спектр заболеваний: от боли в ягодицах, вызванной простудой, до неприятного приступа острого гастроэнтерита. Подавляющее большинство вируса Эпштейна-Барр, который может вызвать мононуклеоз и рассеянный склероз, принадлежит к герпевирусам. Папилломавирусы, пожалуй, наиболее известны своей связью с раком шейки матки.

Вполне возможно, что неандертальцы были более восприимчивы к этим трем вирусам и их последствиям.

Однако есть одно ограничение, которое палеогенетики должны учитывать – загрязнение. То, что может показаться революционным открытием, на самом деле может быть результатом того, что кто-то забыл прикрыть рот, когда кашляет, или результат любознательного (или голодного) животного.

Поскольку они сравнивали последовательности древних вирусов с последовательностями современных вирусов, чтобы проверить сходства и различия, этого, скорее всего, удалось избежать.

«В совокупности наши данные показывают, что эти вирусы могут представлять собой вирусы, которые действительно заражали неандертальцев», — сказал автор исследования Марсело Брионес.

Это не означает, что вирусы сами по себе могли стать причиной вымирания неандертальцев, о чем авторы ясно говорят в статье, но это, по крайней мере, добавляет некоторый вес теории некоторых ученых о том, что вирусы могли сыграть какую-то роль.

«Чтобы поддержать их провокационную и интересную гипотезу, необходимо было бы доказать, что по крайней мере геномы этих вирусов можно найти в останках неандертальцев», — сказал Брионес. «Это то, что мы сделали».